Что рассказать про Ереван — мое первое ощущение связано с его предельной соразмерностью человеку. По его ширине, его высоте, скорости, ритму, количеству людей — по всему он соразмерен человеку, соразмерен мне, не пугает, комфортен и моментально этим меня очаровал. Поневоле ловишь параллели со знакомыми городами — в частности, с Нижним — и находишь, но тут же от них отталкиваешься, потому что тут всё другое, это надо осознавать и с этим жить, не пытаясь привязать к имеющемуся, учиться выстраивать новый город в голове, вживаться в него. Мне очень нравится, я полюбил Ереван в первые же сутки здесь.
***
Ереван эклектичен, это очень важно и это отдельная любовь. Один из моих любимых видов в Нижнем — вид от кремлевского бульвара на Почаину, где домики разных лет налеплены друг на друга и создают такую очень интересную геометрическую мешанину, встроенную в ландшафт. Армяне же научились лепить так друг на друга панельки, аналогично (и даже еще сложнее — ереванские рваные ландшафты это даже близко не нижегородские склоны) и это отдельный восторг — от местного совмода не оторваться, мы с Полиной то и дело буквально верещим, когда видим очередную панельку цветов местного легендарного вулканического туфа — очень интересное сочетание.
***
Язык — очень хочется подучить язык, чтобы читать вывески и мемориальные доски, чтобы говорить с местными. Проблемы говорить на русском нет вообще — все его понимают и охотно говорят, но мне это очень важно, на армянина я никогда не буду похож, по роже всё видно, но это часть работы с колониальным взглядом, я пропускаю через эту оптику многое и стараюсь смотреть на окружающее меня так, чтобы эти шоры не мешали.
***
Когда я прилетел и выложил в сторис фотографию, мне тут же написал одноклассник-армянин, Манук, учились с ним в старших классах. Говорит — и чего ты не написал, встретили бы, позвони Мелине (это сестра его родная, училась с нами же), она в Ереване живет, вот лови номер. У Мелине своя мини-гостиница в Ереване, Sofia Hotel, названа в честь её дочки. Очень тепло пообщались, выпили кофе, хоть мы и не виделись с 2008 года, помнит она обо мне тех лет даже больше, чем я сам.
***
Встречаем множество русских на улицах — явно таких же свежеприбывших, как и мы — это определяется по одежде, по каким-то неловким движениям, по медленному передвижению, такое что-то туристическое, но с надрывом. Смотрим друг на друга с интересом, немножко разглядываем, расходимся.
***
Когда уезжал на «Ласточке» в Москву из Нижнего, на соседних местах ехала девушка, которая как-то особо слёзно прощалась с друзьями. Я подумал, мол, ну мало ли, в гости приезжала, бывает, ну неужели. Потом слышу — мяяяяя... Смотрю — а у нее кот в переноске и чемодан огромный такой, только-только в пленке — животные в этом смысле, да, такой маркер уезжающих. В Москве спросил — не в Домодедово ли, думал такси пошерить или типа того — нет, говорит, во Внуково, ну понятно, такой вот исход.
***
Ждем, когда будет тепло, сегодня уже плюс пять (ощущается как плюс десять), скоро все зазеленеет, будет еще лучше, будут овощи и фрукты, начнется сезон, всё будет хорошо, тут даже собаки уличные очень упитанные, будем живы и мы.